Назад

МОЛОДАЯ МАМА РОДИЛА РЕБЕНКА, КОГДА ЕЩЕ САМА ХОДИЛА В ДЕТСКИЙ САД В небольшом...

Описание:
МОЛОДАЯ МАМА РОДИЛА РЕБЕНКА, КОГДА ЕЩЕ САМА ХОДИЛА В ДЕТСКИЙ САД В небольшом перуанском городе Писко порог больницы переступили отец и его пятилетняя дочь. Отец был уверен, что его ребенок умирает, и умолял спасти. У девочки был огромный живот, и это было похоже на гигантскую опухоль. Получив результаты, врачи ужаснулись - девочка была на седьмом месяце беременности! КТО ТОТ «СЧАСТЛИВЫЙ ПАПАША»?

Похожие статьи

ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ Раньше, в догматической схоластической метафизике...
ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ Раньше, в догматической схоластической метафизике, некоторые предметы, которым приписывалось особое существование, назывались трансцендентными предметами; таким предметом был, например, Бог. Но в грамотной критической метафизике, каковой является вся метафизика после Канта, не говорится о трансцендентных предметах [поскольку всякое существование опытно]. А говорится о трансцендировании. Под трансцендированием имеется в виду способность человека трансформироваться, то есть выходить за рамки и границы любой культуры, любой идеологии, любого общества и находить основания своего бытия, которые не зависят от того, что случится во времени с обществом, культурой, идеологией или с социальным движением. Это и есть так называемые личностные основания. А если их нет, как это случилось в ХХ веке? Как вы знаете, одна из драматических историй [в смысле наглядно видимого разрушения нравственности и распада человеческой личности] — это ситуация, когда по одну сторону стола сидит коммунист, а по другую — тот, кто его допрашивает, — тоже коммунист. То есть представители одного и того же дела, одной и той же идеологии, одних и тех же ценностей, одной и той же нравственности. И если у того, кого допрашивают, нет независимой позиции — в смысле невыразимой в терминах конкретной морали, то... положение ужасно. Можно выдержать физические мучения, а вот человеческий распад неминуем, если ты целиком находишься внутри идеологии и ее представляет твой же палач или следователь. Мераб Мамардашвили, из книги «Философские чтения»
5482 

20.08.2020 21:01

ЧУВСТВОВАТЬ ДОБРО И БЫТЬ ДОБРЫМ Человек состоит из стремлений, желаний...
ЧУВСТВОВАТЬ ДОБРО И БЫТЬ ДОБРЫМ Человек состоит из стремлений, желаний, состояний, требований, ожиданий, по­требностей. Вот мы хотим, например, добра и избегаем зла и часто считаем, что философия начинается тогда, когда человеку вдруг приходит в голову мысль или понимание, что добро есть хотение добра. Ведь мы считаемся добрыми, потому что хотим добра. А философ скажет: нет, добро не есть хотение доб­ра. Недостаточно просто хотеть, чтобы быть добрым. Почему? Что сказал этим философ? Он сказал, а точнее — осознал, что эмпирические, психологические состояния человека [желание добра есть психологическое состояние] несамодостаточны в качестве добрых состояний. Делать добро или быть добрым совсем не то же самое, что чувствовать себя добрым. Мераб Мамардашвили, из книги «Философские чтения»
5531 

01.09.2020 14:46

БОРЬБА ЗА МИР Атомная война может уничтожить все завоевания цивилизации.
БОРЬБА ЗА МИР Атомная война может уничтожить все завоевания цивилизации. Атомное оружие, само являясь продуктом цивилизации, может привести к гибели всего человечества. Гибель человечества понимается в данном случае в буквальном смысле. Это действительно возможный вариант, он всех сейчас беспокоит. Хотя меня, честно говоря, не очень беспокоит, поскольку, будучи философом, я привык к тому, что незначительные вещи гораздо страшнее и можно умереть гораздо раньше, чем произойдет такая драматическая ситуация, которую можно увидеть в фильмах ужасов. Мы боремся за мир, потому что не хотим войны, все время произносим тосты за мир, не замечая того, что давно уже находимся в состоянии войны. И вот эти вещи, конечно, страшнее всяких драматических описаний. Мераб Мамардашвили, из книги «Эстетика мышления»
5465 

17.09.2020 09:56


СЛЕДЫ В НАШЕЙ ПАМЯТИ Уже греки имели дело с проблемой эмердженции нового. Я...
СЛЕДЫ В НАШЕЙ ПАМЯТИ Уже греки имели дело с проблемой эмердженции нового. Я порождаю новую мысль, но я должен ее узнать. И с этой же проблемой мы сталкиваемся в психологической жизни. Скажем, я вспомнил теорему Пифагора. Размышлял, решая какую-то задачу, и для ее решения вспомнил теорему Пифагора. Кто может ответить на вопрос: почему я вспомнил именно теорему Пифагора? Мы говорим, что в нашей памяти хранятся или остаются следы. Они запечатлены в нас. Есть какие-то, физиологические механизмы запоминания. Они, несомненно, есть. Но чтобы «взять след», его же нужно идентифицировать с тем, о чем я вспоминаю. А акт идентификации не содержится в самом следе. Какая же у него причина? Так же как какая причина сложной и хитрой машины у меня в голове? Мераб Мамардашвили, из книги «Картезианские размышления»
5521 

16.10.2020 11:59

СОСТАВ МЫСЛИ Важно понимать содержание выражения состав мысли. То есть состав...
СОСТАВ МЫСЛИ Важно понимать содержание выражения состав мысли. То есть состав того, что называется актом пребывания в мысли — некое терпение, труд, способность соседства. Или, другими словами, способность видеть рядом с собой нечто совсем иное и противоположное. Скажем, видеть беду, нищету, глупость и быть способным удерживать это в своей душе так, чтобы это не входило искажением в мысль. Поскольку иначе, реагируя на беду, можно свое мышление построить как способ компенсации этой беды. И тогда человек в своих актах мышления будет вечно нуждаться в том, чтобы бедняки или несчастные были. Если отнять у него несчастных и бедных, у него отнимется смысл существования. Кстати, у русских нередко именно поэтому должен быть еврей, я бы назвал его «любимым евреем», а у революционеров обязательно должен быть «бедный пролетариат», хотя на самом деле они не видят, что современные рабочие живут хорошо. Почему? Не по психологическим причинам, а потому, что акт мысли революционера приводится в движение только как сублимация и компенсация «бедности». Если не будет бедного пролетариата, считает он, то не будет и меня, зачем же я тогда вообще мыслю, зачем строю теорию? Мераб Мамардашвили, из книги «Эстетика мышления»
5523 

17.11.2020 16:44

ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ Раньше, в догматической схоластической метафизике...
ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ Раньше, в догматической схоластической метафизике, некоторые предметы, которым приписывалось особое существование, назывались трансцендентными предметами; таким предметом был, например, Бог. Но в грамотной критической метафизике, каковой является вся метафизика после Канта, не говорится о трансцендентных предметах [поскольку всякое существование опытно]. А говорится о трансцендировании. Под трансцендированием имеется в виду способность человека трансформироваться, то есть выходить за рамки и границы любой культуры, любой идеологии, любого общества и находить основания своего бытия, которые не зависят от того, что случится во времени с обществом, культурой, идеологией или с социальным движением. Это и есть так называемые личностные основания. А если их нет, как это случилось в ХХ веке? Как вы знаете, одна из драматических историй [в смысле наглядно видимого разрушения нравственности и распада человеческой личности] — это ситуация, когда по одну сторону стола сидит коммунист, а по другую — тот, кто его допрашивает, — тоже коммунист. То есть представители одного и того же дела, одной и той же идеологии, одних и тех же ценностей, одной и той же нравственности. И если у того, кого допрашивают, нет независимой позиции — в смысле невыразимой в терминах конкретной морали, то... положение ужасно. Можно выдержать физические мучения, а вот человеческий распад неминуем, если ты целиком находишься внутри идеологии и ее представляет твой же палач или следователь. Мераб Мамардашвили, из книги «Философские чтения»
5504 

22.12.2020 19:09

ПЛАТОНОВСКАЯ ПЕЩЕРА или как появляется идея о кажущемся и существующем Из...
ПЛАТОНОВСКАЯ ПЕЩЕРА или как появляется идея о кажущемся и существующем Из содержания опыта не может возникнуть идея различения между кажущимся и существующим на самом деле. Допустим, плоскость кажется бесконечной, а на самом деле она конечна. Сейчас я говорю не о том, что на самом деле конечно или бесконечно. Я спрашиваю: откуда вообще может появиться идея о кажущемся и существующем? Да, плоскость конечна, она кажется бесконечной, но откуда наше существо может иметь идею этого отличия? И то же самое относится к вещи, называемой смыслом. Смысл — это такое образование, для которого всего мира и всего опыта относительно мира недостаточно, чтобы возник вопрос о смысле. Смысл из содержания самого опыта не производится, не вытекает. Нет в содержании опыта ничего такого, что было бы способно породить вопрос о смысле. Когда я говорю: кажимость и то, что есть на самом деле, и ставлю вопрос — откуда вообще появляется такое различение, то тем самым ввожу философию в виде древней метафоры, внутри которой и содержится вся философия. Это метафора знаменитой платоновской пещеры. Представьте себе, что у вас связаны руки и ноги, а голова закреплена в определенной позиции так, что вы не можете ее повернуть. Взгляд направлен на глухую стену комнаты. И на нее же, за вашей спиной источник света проецирует тени предметов. Но, поскольку вы связаны, у вас нет возможности совершать какие-то действия, и, может быть, вы потратите на них сто лет, прежде чем обнаружите, что все-таки есть какой-то невидимый вам источник света, который падает на предметы, и тогда сможете узнать, что то, что вы видите, — только их тени. А так вы вполне можете эти тени принимать за реальность, поскольку они движутся. Это и есть платоновская метафора человеческой жизни, так как мы находимся в пещере самих себя, если чего-то не делаем и не мыслим. Наша жизнь подобна пещере, в которой мы видим лишь тени, не зная, что есть источник света, падающий на предметы, и не имея возможности увидеть этот источник. Эта метафора обрисовывает всю ситуацию мысли, когда мыслить — это значит оперировать различением между кажущимся и тем, что есть на самом деле. А мыслить можно и нужно только существующее. Тени ведь не существуют, они отражения, существует что-то другое. Мераб Мамардашвили, из книги «Эстетика мышления»
5175 

02.03.2021 15:40

​​Личная жизнь/Love Life

Дарби Картер – обычная девушка, живущая в Нью-Йорке.
​​Личная жизнь/Love Life Дарби Картер – обычная девушка, живущая в Нью-Йорке.
​​Личная жизнь/Love Life Дарби Картер – обычная девушка, живущая в Нью-Йорке. У нее бывали и мимолетные романы, и юношеские влюбленности, и серьезные отношения. Какие-то не выглядели многообещающими, для каких-то она еще не доросла, другие же разбили ей сердце. Сериал «Личная жизнь» рассказывает про каждую влюбленность Дарби. Один эпизод – одни отношения, так, по крайне мере, начинается сериал, структура рушится достаточно быстро, что немного даже обидно. Люблю четкую структуру. Даешь формат в массы! «Личная жизнь» (как и личная жизнь) начинается предсказуемо, так же он и заканчивается, но даже в этой простоте, почти пресности, все равно находится так много мелких фишечек, штукенций, подмечалов, когда узнаешь себя. И казалось бы, чем могут быть похожи молодая привлекательная девушка из Нью-Йорка и молодой и очень привлекательный молодой человек с парой лишних кг из Москвы? Но и все эти милые попадалова тоже уже были десятки раз до этого. И такое обычно можно вытянуть либо режиссером, либо главной героиней. Но Сэм Бойд сделал всё слишком классически (читай «скучно»), а Анна Кендрик не выдала такой работы, чтобы прибить зрителя к экрану. Сериал станет антологией, и уже в этом году обещают второй сезон с новым главным героем. Поговаривают, что это будет кто-то из парней Дарби, тогда я голосую за Магнуса. 6.5/10. И как любит говорить мой дед: «Хороший брак не должен мешать личной жизни!» https://telegra.ph/file/ff32e1e518bae54b455cc.jpg
5118 

10.02.2021 14:27


ДЕТЕРМИНИЗМ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ или кто виноват том, что мы лжем Солгал человек.
ДЕТЕРМИНИЗМ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ или кто виноват том, что мы лжем Солгал человек. Ну, солгал из-за воспитания, или выгодно было, или из страха, чтобы избежать опасности. И тем самым его вменяемость или ответственность начинает делиться — часть вины приходится на генетику, другая часть на семью и воспитание, третья часть вины приходится на среду, четвертая на страх и т. д. Можно ведь и так описать, и ничего, казалось бы, страшного в этом описании нет, такие психологические истории случаются с людьми сплошь и рядом. Но описывать так — значит не мыслить о том, о чем мыслишь. Об этом Кант и говорит: да, все это так — плохие родители, среда, дурные влияния, но в момент, когда человек лжет, лжет именно он, и это абсолютный акт. Неделимый в своей ответственности. Этот странный оборот «в момент, когда» систематически встречается у Канта. Тогда, когда мы действительно мыслим, мы не можем не знать, что нечто именно так, а не иначе. Значит, повторяю: «в момент, когда». То есть когда совершается акт, движимый мыслью, и в момент, когда — вру. И семья, и генетика, и все предшествующие обстоятельства здесь ни при чем. Мераб Мамардашвили, из книги «Эстетика мышления»
5173 

20.03.2021 09:07

НЕЛЬЗЯ ХОТЕТЬ ЛЮБИТЬ И ПОТОМУ ЛЮБИТЬ Нельзя хотеть иметь новую мысль и поэтому...
НЕЛЬЗЯ ХОТЕТЬ ЛЮБИТЬ И ПОТОМУ ЛЮБИТЬ Нельзя хотеть иметь новую мысль и поэтому иметь ее. Во всех случаях речь идет о некоем бытии, которое организуется определенным образом, и тогда... что-то случится. Тогда придет в голову мысль, тогда ощущение или переживание удержится на своем уровне и не уйдет в песок. Тогда случится волнение или экстаз, но опять же не в силу разрешающей способности наших органов чувств и нашей возбудимости, а в силу других оснований. Например, основанием экстаза может стать конструкция трагедии, и тогда она вызовет в нас экстатический катарсис. То есть это машина удержания: на ней, через катарсис, держатся возможные экстазы, которые иначе организуют наши переживания, порождая определенные события. Так как их нельзя вызвать искусственным усилием воли и желания, они случаются или не случаются. Как же быть с ними? А вот так: именно мы обеспечиваем их возможность и их виртуальность. Чем? Собиранием себя вокруг особых изобретений. Например, трагедия, ритуал когда-то служили таким изобретением, вокруг которого собирался человек. Мераб Мамардашвили, из книги «Философские чтения»
5106 

10.04.2021 13:35

​Телескоп «Хаббл» предоставил уникальную возможность увидеть, как планета...
​Телескоп «Хаббл» предоставил уникальную возможность увидеть, как планета...
​Телескоп «Хаббл» предоставил уникальную возможность увидеть, как планета размером с Юпитер продолжает накапливать массу, питаясь материалом, окружающим молодую звезду Этот внесолнечный мир вращается вокруг оранжевого карлика, в системе которого внутри огромного диска из газа и пыли помимо него формируется еще одна планета. Наблюдения «Хаббла» в ультрафиолетовом диапазоне позволили впервые напрямую оценить скорость приращения массы планетой. Молодая система оранжевого карлика PDS 70 заполнена газопылевым диском, обеспечивающим материал для роста планет по всей системе. Гигант PDS 70b в свою очередь обладает собственным диском, который перекачивает пыль и газ из окружения родительской звезды. Силовые линии магнитного поля простираются от околопланетного диска до атмосферы экзопланеты и переносят вещество на нее. Этот процесс создает локальные горячие точки, которые ярко светятся в ультрафиолетовом свете, что и зафиксировал «Хаббл». https://telegra.ph/file/136886dd2db93ae8e839c.jpg
4962 

02.05.2021 15:45

На рубеже 1960-70-х годов на Арбате открылось детское кафе «Буратино». Оно было...
На рубеже 1960-70-х годов на Арбате открылось детское кафе «Буратино». Оно было...
На рубеже 1960-70-х годов на Арбате открылось детское кафе «Буратино». Оно было удивительным уже снаружи. В витрине - белка в колесе, живая. Над входом - огромная фигура, собственно, Буратино, парень с ключом в руке опасно нависал над тротуаром. Табличка: «Уважаемые товарищи! Кафе обслуживает посетителей с детьми». Впрочем, товарищ без детей туда особо не стремился. Алкоголь не наливали, мебель была маленькая, детская. Официантки в чепчиках, фартучках и с рукавами-фонариками. Молодые мамаши закидывали ногу на ногу, их круглые коленки жизнеутверждающе белели в окружении тарелок и стаканчиков. В тарелках остывал бульон с яйцом - классическому советскому столовскому блюду были покорны все возрасты. А за окном плавно катились круглобокие троллейбусы 39 маршрута. Арбат в то время ещё не был пешеходным. Совместно с каналом Ретроеда
4965 

30.04.2021 17:54

ПОКОРНОСТЬ И ИНИЦИАТИВА или как работает система контроля Петр I так пустил...
ПОКОРНОСТЬ И ИНИЦИАТИВА или как работает система контроля Петр I так пустил свой корабль государственности по пути прогресса, что его условием стало колоссальное расширение крепостничества. Согласно известной формуле: люди должны быть инициативны и изобретательны и при этом абсолютно послушны. Быть самодеятельным и инициативным и при этом послушным и покорным - вот форма нашего и сегодняшнего сознания. И сегодня мы наблюдаем фактически повторение этой же формы, с самыми лучшими намерениями. Но я говорил: когда мы мыслим, мы обсуждаем не намерения и не психологию людей, а выявляем внутренние сцепления. А они таковы, что в условиях провозглашенной гласности число опутывающих нас приказов, административных рамок и ограничений не уменьшилось. Поле тотального государственного контроля по-прежнему охватывает большую часть нашей жизни. Так каким же образом можно сочетать то и другое: покорность и инициативу? Для такого контроля нужна масса людей. Вот где исторические сцепления, которые должны быть предметом деятельной мысли. А деятельная мысль начинается в нас самих, и именно ее мы ожидаем от мира и хотим видеть в мире. А раз так, значит, прежде всего должны актом мысли избавляться от того, чтобы вообще рассматривать мир как существо, которое нас будто бы награждает за какие-то заслуги или является источником какого-то специально направленного против нас зла. Такого мира не существует, все творится в нас самих. Мераб Мамардашвили, из книги «Эстетика мышления» https://t.me/EduPhilosophy/43
4960 

25.05.2021 13:59


ВИДИМОЕ И НЕВИДИМОЕ Когда приходится разъяснять, что такое мысль, трудность...
ВИДИМОЕ И НЕВИДИМОЕ Когда приходится разъяснять, что такое мысль, трудность заключается в необходимости разъяснения того, что не наглядно, что нужно понимать, не имея на это других оснований, кроме самого понимания. Приведу в этой связи два примера — один из математики, другой из живописи. Вы знаете, что религиозная живопись, особенно иконопись — вещь весьма сложная, не случайно в теологии существовали целые школы, представители которых стремились объяснить, что мы видим, когда смотрим на икону, справедливо утверждая, что это вовсе не материальный состав изображаемого, а что через нее [если видим] мы должны видеть нечто другое. Хотя видим изображение. Но если мы видим только изображение, мы не видим того, что написано красками. И другой пример. Известно, что в геометрии доказательства и рассуждения нуждаются в наглядных образах. Поэтому мы и рисуем треугольники, круги и так далее. Но разумный математик вам скажет, что когда он чертит круг или треугольник, то видит вовсе не треугольник. А что же именно? А то, что он сознает во время рисования. То есть я вижу не то, что получаю из органов чувств — из органов чувств я получаю видение нарисованного на доске круга, но в этом случае источником моего видения, того, что я вижу и что есть предмет моей мысли, является само сознание черчения как деятельности. Оно — источник того, что появляется в опыте. И если я обращаю внимание на это, я рассуждаю математически [а не тогда, когда рисую окружность]. Нарисованная окружность никогда не может быть идеальной, так же как прочерченная на доске прямая. В действительности мы не видим при этом никакой прямой, а видим прямую только потому, что уже имеем ее в нашей мысли. Тогда мысль о прямой смыкается с изображением, и мы видим прямую. Там, где ее в действительности нет. То есть мы видим невидимое. Мераб Мамардашвили, из книги «Эстетика мышления»
4734 

17.06.2021 18:46

СОФИЗМЫ Софистами в Древней Греции назывались преподаватели красноречия.
СОФИЗМЫ Софистами в Древней Греции назывались преподаватели красноречия. Отличительной особенностью софистического рассуждения является то, что любой объект может быть описан двояко. Даже для одного и того же человека то же самое может быть и благом, и злом. По мнению софистов, все в мире относительно, и о любой вещи можно высказать противоположные мнения. Широкую известность получила критика софистов у Сократа и Платона, и в итоге софистическое течение пошло на спад в IV веке до н.э. Учение большинства софистов вступало в противоречие с религиозными представлениями. Большая часть софистов придерживалась атеистических взглядов. Софисты были одними из первых, кто критиковал существующие моральные и нравственные законы. Прежде всего они критиковали именно общественную мораль, противопоставляя ей индивидуальную (истинную). Софизмы — это «мнимые доказательства», в которых обоснованность заключения кажется верной и обязана чисто субъективному впечатлению, вызванному недостаточностью логического анализа. Софизмы нередко бывают очень убедительны, тем не менее в них всегда присутствуют логические ошибки, скрытые от слушателя с помощью метафор, двойственности и пр. Ниже рассмотрены некоторые интересные софизмы. 1. Рогатый «Что ты не терял, то имеешь. Рога ты не терял. Значит, у тебя рога». Здесь маскируется двусмысленность большей посылки. Если она мыслится универсальной: «Всё, что ты не терял…», то вывод логически безупречен, но неинтересен, поскольку очевидно, что большая посылка ложна; если же она мыслится частной, то заключение не следует логически. 2. Полупустое и полуполное «Полупустое есть то же, что и полуполное. Если равны половины, значит, равны и целые. Следовательно, пустое есть то же, что и полное». Здесь допущена логическая ошибка, ведь «полупустое» или «полуполное» нельзя рассматривать как часть по отношению к «пустому» и «полному». 3. Девушка — не человек «Допустим, девушка — человек. Девушка — молодая, значит девушка — молодой человек. Молодой человек — это парень. Противоречие. Значит девушка — не человек». Здесь допущена терминологическая ошибка, ведь термин «молодой человек» неприменим к девушке только из-за этических норм и общественных устоев. 4. Не знаешь то, что знаешь — Знаешь ли ты то, о чём я хочу тебя спросить? — Нет. — Знаешь ли ты, что добродетель есть добро? — Знаю. — Об этом я и хотел тебя спросить. А ты, выходит, не знаешь то, что знаешь. Ошибка этого софизма заключается в неясном и двойственном смысле вопроса. 5. 2=3 10-10=0 15-15=0 10-10=15-15 2(5-5)=3(5-5) 2=3 Ошибка этого математического софизма заключается в том, что (5-5)=0, а деление на ноль невозможно.
4749 

03.07.2021 12:38

ОТЛИЧИЕ ЛЮБВИ ОТ ЖЕЛАНИЯ Декарт отличал любовь от желания по одному очень...
ОТЛИЧИЕ ЛЮБВИ ОТ ЖЕЛАНИЯ Декарт отличал любовь от желания по одному очень интересному и важному для нас признаку – временному. А именно: желание есть вещь, существующая во времени. Скажем, я имею желание здесь и в следующей точке его удовлетворяю. В желании человек проецирован во времени. Любовь же, согласно Декарту, есть согласие, посредством которого мы уже сейчас, с данного момента, рассматриваем себя соединенными с тем, кого любим. Здесь декартовские слова – des a present – отличают любовь от желания, которое во времени. В желании – в будущем – я соединяюсь с тем, кого я люблю или кого желаю. Но Декарт был умный человек и считал, что все наши состояния являются смешанными, в том числе и любовь, которая содержит в себе любовь-любовь и любовь-желание. Ибо есть акты, и есть passions – испытания, страсти. Все наши страсти являются одновременно актами, но акт есть нечто отличное от страсти. Так вот, любовь-акт – раз и навсегда в данный момент, а момент не определен по длительности, это – миг, который может быть равен вечности, и именно поэтому я не завишу от того, кого я люблю. Не раздираю свою душу. Это истинная, чистая, бескорыстная любовь. Она сама себя исполняет некоторым видом согласия, которое нерасторжимо соединяет меня с тем, кого я люблю, или, перенося на мысль, с предметом моей мысли. И это же определение может быть определением мысли как одного из ряда чистых актов, а не претерпеваний. Мы забыли, что и в грузинском, и в русском языках слово «страсть» сохраняет в себе отзвук библейского смысла, то есть Страстей Христа. А Страсти Христа – это не акты Христа. Это – мучения Христа, Страсти Христовы; и в нас есть сторона акта, в котором есть независимость, и есть сторона пассивная, претерпевание. И если разделять это, тогда Бог есть чистый акт, в нем нет претерпеваний, а мы – смешанные существа, так как наши состояния представляют собой смесь актов и претерпеваний, или страстей. Мераб Мамардашвили, из цикла лекций «Эстетика мышления»
4706 

08.07.2021 11:50

ЗАКОН И БЕЗЗАКОНИЕ Если вы хотите ловить воров и позволяете себе на улице...
ЗАКОН И БЕЗЗАКОНИЕ Если вы хотите ловить воров и позволяете себе на улице остановить человека и спросить его, почему он на улице в это время, а не на работе. Это незаконно — остановить гражданина на улице, если он не нарушил правила уличного движения. В этом случае происходит незаконное преследование закона, так как незаконная форма, которой ты утверждаешь закон, может рождать только беззаконие. Какие ни были бы у нас намерения. А они у нас самые хорошие, самые высшие. Я уже не говорю о том, что мы строили самое разумное и справедливое общество [автор имеет ввиду становление СССР], но мы при этом позволяли себе знать, кто социально близок, а кто далек, кто социально полезен, а кто вреден. И когда есть такое незаконное знание, знание, уже нарушающее закон и форму закона, тогда любое желание справедливости рождает только учетверенное или даже в десятую степень возведенное зло. Предполагая все эти высшие намерения, мы в таком случае говорим только о бесконечных ценностях. А тогда мы не имеет права употреблять термин «ценность», потому что ценность по определению есть конечное измерение. Ценность — для кого-то. Скажем, философы говорят, что личность или моральное лицо есть бесконечная ценность. Но это означает, что личность или моральное лицо никакая не ценность, а какое-то другое явление. Вернее его назвать онтологическим явлением, бытийным явлением или бытийной формой. Мераб Мамардашвили, из книги «Эстетика мышления»
4648 

30.07.2021 13:34


МОЛИТВА В ФИЛОСОФИИ ДЕКАРТА Мы не всегда внимательны; поэтому, умные люди и...
МОЛИТВА В ФИЛОСОФИИ ДЕКАРТА Мы не всегда внимательны; поэтому, умные люди и изобрели молитву как способ собирания сознания (при обращении к объекту культа), поскольку нормальным, естественным способом сознание собраться не может. Его нужно специальным усилием собирать и держать как целое. Духовность как таковая (в отличие от вещи) и «мысль» есть сосредоточение и координированное держание условий своего собственного воспроизводства и пребывания в качестве актуального состояния. Мы, реальные люди, иногда в этот режим попадаем – и тогда, по Декарту, мыслим. И когда мыслим – существуем. А выпадаем из этого режима – не существуем. Слово «существование» относится здесь к бытию в этом режиме. Именно в нем, где мы находились бы всегда, если бы ни на секунду не прекращалось наше мышление, если бы мы держали время, внимание и мысль какой-то особой чудесной молитвой. Мераб Мамардашвили, из курса лекций «Картезианские размышления»
4547 

05.08.2021 19:38

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ИСТИНЫ И ЗАБЛУЖДЕНИЯ Когда понимание есть — оно есть, а если его...
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ИСТИНЫ И ЗАБЛУЖДЕНИЯ Когда понимание есть — оно есть, а если его нет — то уже не будет. Если вам приходится объясняться, доказывать, приводить аргументы и ловить противника на противоречиях — то это верная гарантия того, что взаимопонимание не будет достигнуто. Так ведь? Объясниться можно тогда, когда уже есть взаимопонимание, и тем самым взаимообъяснение и выяснение отношений — лишне, бессмысленно. А когда оно не лишне, тогда и нет ничего. Поэтому я бы сказал так: никогда нет оснований для истины и всегда есть основания для заблуждения. И для добра нет оснований, только для зла. В поисках оснований для истины и добра мы можем только бесконечно запутываться и впадать в этот роковой круг взаимообъяснений, который совершенно бесплоден и устремляет нас в дурную бесконечность. Мераб Мамардашвили, из цикла лекций «Эстетика мышления. Беседа 23»
4492 

30.08.2021 15:13